Персональный сайт учителя

Коновой

        Светланы Васильевны            

                 Формирование УУД через исследовательскую     деятельность

 

 

«Что является отличительной особенностью Стандарта II поколения?»

В стандартах второго поколения  наряду с предметными выделяют личностные и метапредметные результаты.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия- это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию.

Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности, а  не только ответ на вопрос, что ученик должен знать.

       Главная задача современной школы «Научить учиться!» посредством развития универсальных учебных действий.

Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели:

На мой взгляд, исследовательская  деятельность учащихся позволяет строить учебный процесс и внеурочную деятельность в соответствии современным требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта.

При такой работе включаются практически все виды универсальных учебных действий. Только те знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными.

 

Если говорить об организации  исследовательской деятельности, то    последовательность этапов учебной исследовательской деятельности выглядит так:

1.Выделение и постановка проблемы (актуальность исследования).

2. Выработка гипотез.

3.Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).

4.Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).

5. Представление результатов исследовательской деятельности.

Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные.

Регулятивных УУД:

  •  дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  •  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить

  • необходимые коррективы

 Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД.

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • учитывать разные мнения,  устанавливать рабочие отношения,

  • эффективно сотрудничать;

  •  формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.

  • адекватная самооценка;

  • испытывая  чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;

  • формируется мотивационная основа учебной деятельности;

  • вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

       Мне  бы хотелось более подробно остановиться на познавательных УУД, потому что для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы: общеучебные, логические,  действия постановки и решения проблем.

   подробнее...

 

                                

Дата последнего обновления страницы 26.01.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»