«Что является отличительной особенностью Стандарта II поколения?»
В стандартах второго поколения наряду с предметными выделяют личностные и метапредметные результаты.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия- это система действий самого ребёнка, которая способствует его развитию и самосовершенствованию.
Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности, а не только ответ на вопрос, что ученик должен знать.
Главная задача современной школы «Научить учиться!» посредством развития универсальных учебных действий.
Однако эти блоки не стоят отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи, которую можно представить в виде следующей модели:
На мой взгляд, исследовательская деятельность учащихся позволяет строить учебный процесс и внеурочную деятельность в соответствии современным требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта.
При такой работе включаются практически все виды универсальных учебных действий. Только те знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными.
Если говорить об организации исследовательской деятельности, то последовательность этапов учебной исследовательской деятельности выглядит так:
1.Выделение и постановка проблемы (актуальность исследования).
2. Выработка гипотез.
3.Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).
4.Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).
5. Представление результатов исследовательской деятельности.
Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как регулятивные и познавательные.
Регулятивных УУД:
-
дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить
-
необходимые коррективы
Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД.
-
строить понятные для партнёра высказывания;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения,
-
эффективно сотрудничать;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.
-
адекватная самооценка;
-
испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
-
формируется мотивационная основа учебной деятельности;
-
вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Мне бы хотелось более подробно остановиться на познавательных УУД, потому что для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.