«Мысль – как цветок, который постепенно накапливает
жизненные соки.
Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветёт.
Будем учить ребёнка думать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир.
Дадим ему величайшую человеческую радость – радость познания». (В.А.Сухомлинский)
Эти слова созвучны моему пониманию учительского труда, тем более что «открытие мира» - главная задача учителя начальных классов.
Мы все прекрасно знаем, что в современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.
Поэтому, на протяжении последних лет объектом моего изучения была тема «Организация исследовательской деятельности в начальной школе». Постепенно в педагогической практике мною стали применяться исследовательские методы и приёмы, формирующие исследовательское поведение у младших школьников. Мы с ребятами стали заниматься разработкой и проведением научных исследований, неоднократно становились победителями и призёрами школьного и муниципального конкурса " Малая академия"
Данный вид деятельности распространён в основном в старших классах, но, по моему мнению, её основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной школы, когда формируются основы познавательной деятельности учащихся. Осуществлять это можно разными способами: через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.
Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке. Авторы комплекта УМК « Гармония», по которому работаю я, важное место уделяют проектной и исследовательской работе. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь его в атмосферу поиска. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.
Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:
· анализ и выделение главного;
· сравнение, обобщение и систематизация;
· определение и объяснение понятий;
· конкретизация; доказательства и опровержения;
· умение наблюдать, проводить эксперименты
· умения видеть противоречия;
· умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
· умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника
Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
С. Я. Маршак
Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.
Очень часто в современной педагогической литературе как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение».
Говоря об исследовательской деятельности, давайте разведём два понятия: исследование и проектирование.
Итак, сначала обратимся к определениям.
Исследовательская деятельность– деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности
Оба определения показывают, что у исследования и проектов есть общие черты. Но это не значит, что их можно использовать как синонимы.
К ОБЩИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОТНОСЯТСЯ:
- общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты имеют конкретную практическую ценность
- структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:
- проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности
- итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, формирование умений сотрудничать в коллективе
Существуют и значительные различия проектной и исследовательской
Любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного результата – продукта
Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования
В работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность.
Нас будут интересовать исследования более серьёзного уровня, научные исследования.
Мы хорошо понимаем, что исследовательскую работу младшего школьника назвать «научной» не совсем верно, так как у него нет ещё системы знаний, позволяющей увидеть все закономерности развития природы и общества. Мы и не требуем, и не ожидаем необыкновенных открытий от своих учеников. Но если ребёнок сумел найти и описать, пусть с нашей помощью, маленькую «изюминку» в каком- либо вопросе, относящемся к области науки, то он будет удивлён и горд от совершённого им «открытия». А это, несомненно, способствует его саморазвитию и самоутверждению.
Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается также в ее многосубъектности. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.
Я Вам предлагаю остановиться на двух вопросах