«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму…» (Китайская пословица)
Я предлагаю остановиться на этапах выполнения исследовательской работы. Все это нам необходимо знать для правильной организации исследовательской деятельности детей.
Если представить методику организации исследования в общем виде, то она может быть поделена на три относительно самостоятельных этапа.
I этап
На подготовительном этапе обозначается проблема, формулируется тема, ставится цель и задачи, выдвигаются гипотезы, продумываются возможные варианты решения. Опыт показывает, что момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность является одним из самых сложных в методическом отношении этапов
O Проблема исследования
Первым этапом является определение проблемы исследования. Как говорил А.Энштейн, «Сформулировать проблему – это уже наполовину ее решить"
Проблема исследования (с гр. «problema» переводится как «задача», «трудность», «преграда»). Главная задача исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Развить умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Ответь себе, что тебе особенно интересно? Что ты уже знаешь об этом? Чего ты еще не знаешь? А что бы ты хотел узнать? Примерно так, можно выйти на проблему исследования.
Область интересов школьника можно принять за область определения проблемы. А дальше действовать как скульптор: отсечь все лишнее от глыбы мрамора, чтобы получилась скульптура. В области определения проблемы надо найти один основополагающий вопрос, ответ на который планируется получить в процессе исследования.
подробнее... |
Когда проблема сформулирована, видна тема исследования.
Тема должна отражать содержаниеработы и иметь лаконичную формулировку. Начинающим исследователи часто избегают брать узкие темы. Это в корне неверно. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.
Требования к выбору темы:
- тема должна быть интересной для ребенка и при этом нести в себе познавательный заряд, должна увлекать его;
- тема , навязанная ребенку, какой бы она важной она ни казалась нам не даст должного эффекта;
- тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования;
- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро (для учащихся первой ступени обучения);
- тема должна быть доступной;
- с выбором темы не стоит затягивать.
На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы её разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется. Это значит, что на первом этапе формулировка темы может носить не окончательный, а предварительный характер.
Неудачные формулировки темы:
- «Что скрывается в тюбике зубной пасты?» (не должно быть вопроса в теме);
- «Баба-яга. Кто она? » (некорректная формулировка, не должно быть вопроса в теме);
- «Исследование…»(лишнее слово в формулировке темы);
- «Архимед и его закон…» (это аксиома, нет проблемы в теме);
- «Атмосферное электричество» (нет проблемы в теме);
- «Художники моей страны» (нет проблемы в теме);
- «Благоустройство города» (очень широкая тема);
- «Мой дом – моя крепость» (художественное название);
подробнее... |
Объект и предмет исследования
Объект исследования – это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и на которое обращено внимание исследователя.
Главный вопрос при определении объекта: «Что рассматривается?»
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Именно предмет исследования определяет тему работы и, следовательно, определяется при ответе на следующие вопросы: «Как рассматривать объект?», «Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта?»
Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Понятие «предмет» исследования значительно конкретнее объекта, более узкое понятие, чем объект. Предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования.
Пример:
Объект исследования - обучение грамоте учащихся начальной школы (объект - процесс обучения).
Предмет исследования: принципы обучения, или содержание обучения, или формы обучения, или возможности обучения, или готовность к обучению грамоте учащихся начальной школы и т.п.
подробнее... |
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?
O Цель исследования
Цель исследования – идеальное видение результата, это то, чего хочет достичь учащийся в своей исследовательской работе.
Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах.
Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.
Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. «Гигантизм» в выборе темы и цели исследования – наиболее распространенная ошибка начинающих исследователей
Необходимо отметить, что в исследовании может быть только одна цель. Формулировать цель необходимо именем существительным (точнее, отглагольным существительным).
- описание..
- установление …
- обоснование …
- уточнение …
- определение …
- установление …
- доказательство …
- изучение …
Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее.
Фактически, задачи – это уточнение плана исследования. Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги (что нужно сделать для достижения цели, формулируются глаголом:
- прочитать…; изучить…;
- ознакомиться с…; уточнить и дополнить понимание…;
- анкетировать…; интервьюировать…;
- наблюдать…; измерить…; описать…; систематизировать…
- выявить…; сравнить…; проанализировать…;
Количество задач может диктоваться главами или параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех (в некоторых случаях достигает пяти)
O Гипотеза
Итак, следующий важный этап в процессе исследования выдвижение гипотезы . В переводе с древнегреческого гипотеза означает «основание, предположение».
При выдвижении гипотезы следует опираться на проблему исследования. Гипотеза обычно формулируется по схеме: «Если …, то …, так как …»,
«если..., то...»;
- «это возможно, если…»;
- «будет обеспечено, если…»;
- «предположим, что…»;
Гипотеза фактически должна предвосхитить результат работы, определить в основных чертах ее итог, и все последующие этапы работы будут ступеньками к достижению результата. Гипотеза в результате научного исследования может оправдаться, может частично оправдаться, а может и совсем не оправдаться.
Базовое умение выдвигать гипотезы предполагает: оригинальность мышления; гибкость мышления; продуктивность; решительность; смелость.
O Методы исследования
Методы исследования можно подразделить на методы сбора информации и методы анализа собранной информации.
- изучение литературных источников и ресурсов Интернета;
- наблюдение,
- опрос, беседа, интервью, анкетирование, тестирование;
- измерение;
- эксперимент;
- графические методы;
- анализ документов
II этап – основной этап
Основной этап - это непосредственно, исследовательская работа: изучение литературы, беседы с другими людьми, просмотр телепередач, использование Интернета, эксперименты, наблюдения, анкетирование, опыты. Очень важна на этом этапе совместная работа детей и родителей
III этап - оформление исследовательской работы
Окончательное оформление результатов исследования — один из самых трудных и важных этапов работы. Задача этого этапа — описать полученные результаты и выводы в такой форме, чтобы они были понятны читателю и убедительны для него.
Заключительный этап - защита результатов исследования
Представление исследовательской работы - ответственный момент в исследовательской работе
Смысл представления исследовательской работы в том, что Вы должны убедить слушателей ( жюри, участников конференции, учителей и т.д.) в значимости и важности Вашего исследования. Ваше выступление должно быть кратким, емким, четким, информативным и наглядным.