Персональный сайт учителя

Коновой

        Светланы Васильевны            

Исследовательская деятельность младших школьников как средство развития познавательной деятельности в условиях ФГОС

 

    «Мысль – как цветок, который постепенно накапливает

жизненные соки.

        Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветёт.  

      Будем учить ребёнка думать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир.

     Дадим ему величайшую человеческую радость   радость познания».  (В.А.Сухомлинский)

 

      Эти слова созвучны моему пониманию учительского труда, тем более что «открытие мира» - главная задача учителя начальных классов.

      Мы все прекрасно знаем, что в современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.

        Поэтому,  на протяжении  последних   лет объектом моего изучения была  тема «Организация исследовательской деятельности в начальной школе».  Постепенно в педагогической практике мною стали применяться  исследовательские методы и приёмы, формирующие исследовательское поведение у младших школьников.  Мы с ребятами стали заниматься разработкой  и проведением научных исследований, неоднократно становились победителями и призёрами школьного и муниципального конкурса " Малая академия"

         Данный вид деятельности распространён в основном в старших классах, но, по моему мнению, её основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной школы, когда формируются основы познавательной деятельности учащихся. Осуществлять это можно разными способами: через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов  при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

         Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке. Авторы комплекта УМК « Гармония», по которому работаю я, важное место уделяют проектной и исследовательской работе. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.

           Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь его в атмосферу поиска. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.

        Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:

·         анализ и выделение главного;                     

·         сравнение, обобщение и систематизация;

·         определение и объяснение понятий;

·         конкретизация; доказательства и опровержения;

·         умение наблюдать, проводить эксперименты

·         умения видеть противоречия;

·         умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

·         умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника                                                      

  

Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –    
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».

С. Я. Маршак    

 

        Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.

       Очень часто в современной педагогической литературе как синонимы рассматриваются понятия «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» или «проектное обучение».

      Говоря об исследовательской деятельности,  давайте разведём два  понятия: исследование и проектирование.

Итак, сначала  обратимся к определениям.

      Исследовательская деятельность деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой,  исследовательской задачи с заранее  неизвестным  решением  и предполагающая наличие  основных этапов, характерных для исследования в научной сфере

       Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая  общую цель,  согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности

         Оба определения показывают, что у исследования и  проектов есть общие черты. Но это не значит, что их можно использовать как синонимы.

К ОБЩИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОТНОСЯТСЯ:

 -  общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: как правило, результаты   имеют конкретную практическую ценность

 -  структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:

 -  проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности

 -   итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, формирование умений сотрудничать в коллективе

      Существуют и значительные различия  проектной и исследовательской

     Любой  проект направлен на получение вполне конкретного задуманного результата – продукта

     Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования

      В работе с детьми, безусловно, полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения    На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность.

      Нас будут интересовать исследования более серьёзного уровня, научные исследования.

       Мы хорошо понимаем, что исследовательскую работу младшего школьника назвать «научной» не совсем верно, так как у него нет ещё системы знаний, позволяющей увидеть все закономерности развития природы и общества. Мы и не требуем, и не ожидаем необыкновенных открытий от своих учеников. Но если ребёнок сумел найти и описать, пусть с нашей помощью, маленькую «изюминку» в каком- либо вопросе, относящемся к области науки, то он будет удивлён и горд от совершённого им «открытия». А это, несомненно, способствует его саморазвитию и самоутверждению.

        Специфика исследовательской деятельности младших школьников заключается также в  ее многосубъектности. Кроме учащегося и его научного руководителя субъектом деятельности выступают родители, без поддержки и помощи которых занятия младших школьников исследовательской деятельностью значительно затрудняются.

                             Я  Вам предлагаю остановиться на двух вопросах

      
 
 

Дата последнего обновления страницы 26.01.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»