Персональный сайт учителя

Коновой

        Светланы Васильевны            

Система организации исследовательской деятельности младших школьников

 

 

    «Расскажи – и я забуду,

     Покажи – и я  запомню,

     Дай попробовать – и я пойму…»                                                                                                    (Китайская пословица)

     Я предлагаю остановиться  на этапах   выполнения  исследовательской работы.  Все это нам необходимо знать для  правильной организации исследовательской деятельности детей.

     Если представить методику организации исследования в  общем виде, то она может быть поделена на три  относительно самостоятельных этапа.

                               

      I  этап

На подготовительном этапе обозначается проблема, формулируется тема, ставится цель и задачи, выдвигаются гипотезы, продумываются возможные варианты решения. Опыт показывает, что  момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность является одним из самых сложных  в методическом отношении этапов

O           Проблема исследования  

       Первым  этапом является определение проблемы исследования. Как говорил А.Энштейн, «Сформулировать проблему – это уже наполовину ее решить"

       Проблема исследования гр. «problema»  переводится как «задача», «трудность», «преграда»). Главная задача исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.  Развить умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. 

       Ответь себе, что тебе особенно интересно?  Что ты уже знаешь об этом? Чего ты еще не знаешь? А что бы ты хотел узнать? Примерно так, можно выйти на проблему исследования.

       Область интересов школьника можно принять за область определения проблемы. А дальше действовать как скульптор: отсечь все лишнее от глыбы мрамора, чтобы получилась скульптура. В области определения проблемы надо найти один основополагающий вопрос, ответ на который планируется получить в процессе исследования.

 

    подробнее...

     Когда проблема сформулирована, видна   тема  исследования.

     Тема должна отражать содержаниеработы и иметь лаконичную формулировку.  Начинающим  исследователи часто избегают брать узкие темы. Это в корне неверно. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

  Требования к выбору темы:

- тема должна быть интересной для ребенка и при этом нести в себе познавательный заряд, должна увлекать его; 

- тема , навязанная ребенку, какой бы она важной она ни казалась нам не даст должного эффекта;

- тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования;

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро (для учащихся первой ступени обучения);

- тема должна быть доступной;

- с выбором темы не стоит затягивать.

       На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы её разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется. Это значит, что на первом этапе формулировка темы может носить не окончательный, а предварительный характер.

Неудачные формулировки темы:

  1. «Что скрывается в тюбике зубной пасты?» (не должно быть вопроса в теме);
  2. «Баба-яга. Кто она? » (некорректная формулировка, не должно быть вопроса в теме);
  3.  «Исследование…»(лишнее слово в формулировке темы);
  4. «Архимед и его закон…» (это аксиома, нет проблемы в теме);
  5.  «Атмосферное электричество» (нет проблемы в теме);
  6. «Художники моей страны» (нет проблемы в теме);
  7.  «Благоустройство города»  (очень широкая тема);
  8. «Мой дом – моя крепость» (художественное название);

 

    подробнее...

     Объект  и предмет исследования    

     Объект исследования это процесс или явление, которое порождает проблемную  ситуацию и на которое обращено внимание исследователя.

     Главный вопрос при определении объекта: «Что рассматривается?» 

    Предмет исследования  – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Именно предмет исследования определяет тему работы и, следовательно, определяется при ответе на следующие вопросы:  «Как рассматривать объект?», «Какие аспекты и функции выделяет исследователь для изучения объекта?»

      Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Понятие «предмет» исследования значительно конкретнее объекта, более узкое понятие, чем объект.  Предмет исследования  чаще всего либо совпадает  с его темой, либо они очень близки по звучанию. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования.

    Пример:

Объект исследования -  обучение  грамоте учащихся начальной школы (объект - процесс обучения).

Предмет исследования:  принципы обучения, или содержание обучения, или формы обучения, или  возможности обучения, или готовность к обучению грамоте учащихся начальной школы и т.п.

  подробнее...

    Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

O           Цель исследования

    Цель исследования – идеальное видение результата, это то, чего хочет достичь учащийся в своей исследовательской работе.

    Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах.

    Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.  

Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. «Гигантизм» в выборе темы и цели исследования – наиболее распространенная ошибка начинающих исследователей

    Необходимо отметить, что в исследовании может быть только одна цель. Формулировать цель необходимо именем существительным (точнее,  отглагольным существительным).

 

- описание..

- установление …

- обоснование …

- уточнение …

- определение …

- установление …

- доказательство …

- изучение …

 

     Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее.

     Фактически, задачи – это уточнение плана исследования.  Задачи   уточняют цель.   Цель указывает общее направление движения,  а   задачи описывают основные шаги (что нужно сделать для достижения цели, формулируются глаголом: 

  • прочитать…; изучить…;
  • ознакомиться с…; уточнить и дополнить понимание…;
  • анкетировать…; интервьюировать…;
  • наблюдать…; измерить…; описать…; систематизировать…
  • выявить…; сравнить…; проанализировать…;

    Количество задач может диктоваться главами или параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех (в некоторых случаях достигает пяти)

O           Гипотеза

     Итак, следующий важный этап в процессе исследования выдвижение гипотезы .  В переводе с древнегреческого гипотеза означает «основание, предположение».

      При выдвижении гипотезы следует опираться на проблему исследования. Гипотеза обычно формулируется по схеме: «Если …, то …, так как …»,

«если..., то...»;

- «это возможно, если…»;

- «будет обеспечено, если…»;

-   «предположим,  что…»;

        Гипотеза фактически должна предвосхитить результат работы, определить в основных чертах ее итог, и все последующие этапы работы будут ступеньками к достижению результата.  Гипотеза в результате научного исследования  может оправдаться, может частично оправдаться, а может и совсем не оправдаться.

       Базовое умение  выдвигать гипотезы предполагает: оригинальность мышления; гибкость мышления; продуктивность; решительность; смелость. 

O  Методы исследования

        Методы исследования можно подразделить на методы сбора информации и методы анализа собранной информации.

- изучение литературных источников и ресурсов Интернета;

- наблюдение,  

- опрос,  беседа,  интервью, анкетирование,  тестирование;

-  измерение;

- эксперимент;

- графические методы;

- анализ документов

     II  этап – основной этап

     Основной этап  - это непосредственно, исследовательская работа:  изучение литературы,   беседы с другими  людьми, просмотр телепередач, использование Интернета,  эксперименты, наблюдения, анкетирование, опыты. Очень важна на этом этапе  совместная работа детей и родителей

    III  этап - оформление исследовательской работы

          Окончательное оформление результатов иссле­дования — один из самых трудных и важных этапов работы. Задача этого этапа — описать полученные результаты и выводы в такой форме, чтобы они были понятны читателю и убедительны для него.

   

 подробнее...

 

        Заключительный этап -  защита результатов исследования

   Представление исследовательской работы   - ответственный момент в исследовательской работе

     Смысл  представления исследовательской работы  в том,  что Вы должны убедить слушателей ( жюри,   участников конференции,  учителей и  т.д.)  в значимости и важности Вашего исследования. Ваше выступление  должно быть  кратким,  емким,  четким,  информативным  и наглядным. 

 подробнее...

                                                    

                                         

                                                               

 

 

                 

Дата последнего обновления страницы 26.01.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»